Вход


Забыли пароль?

Две силы в человеке: любовь и страх

      В мире существуют только две силы: любовь и страх. (Фрейд в своих поздних работах называл это «инстинкт любви» и «инстинкт смерти», присущие каждому индивидууму).
      Если расслабиться и не идти по пути страха (верующим в этом может помочь понимание, что на всё воля Божья, а неверующие могут заменить «Бог» на «мир», «абсолют», «Разум» и т.д.), необходимые изменения произойдут сами собой. Ведь каждый из нас - не только тело и горделивое «я», многие процессы происходят неосознанно, вырываясь наружу лишь смутным беспокойством.

      Юнг не соглашался с Фрейдом в выборе силы, которая противостоит любви. Он считал таковой силой страх, а не смерть. И психологической противоположностью любви является воля к власти, сила, борьба за власть. Там, где царит любовь, нет воли к власти, а там, где воля безмерна, нет любви.
      Любовь расширяет, страх сжимает; любовь естественна, страх противоестественен. Здесь речь не идет по межполовых отношениях или о «любви ко всем». Страх приводить к агрессии, злобе, ненависти и прочему - всем деструктивным качествам; качества эти разрушают. Человек, как творение Божье, есть любовь в первую очередь, это самое естественное для него состояние, как состояние отдачи радостнее состояния получения.
      Таким образом, если рассмотреть любовь как самое комфортное состояние человека, то неоценима ее роль в отношениях с другими людьми, с миром, с собой.
Принятие любви как единственной или преобладающей жизненной силы позволяет не только разрешить некоторые проблемы прошлого, но и гармонизировать отношения с близкими, изменить угол восприятия себя, изменить что-то в себе и позволит более адекватно и осознанно реагировать на проявления мира в нас и нас в мире.

      Взять, к примеру, различные неприятные воспоминания, болезненные ситуации. Вероятно, у каждого человека такие есть, и подспудно, не каждый день, но отравляют жизнь, меняют поведение.
      Воспоминания о болезненных ситуациях заставляют нас сжиматься, то есть испытывать страх, вместо любви. Изменить прошлое действительно нельзя. Но можно изменить своё отношение к нему. Расслабиться, принять бывшее; то есть сменить страх, сопровождающий воспоминания, на любовь.
      Всегда ли есть такая возможность? Вернее, всегда ли человек может отследить свое напряжение, свой дискомфорт, «болевые точки» своего прошлого и настоящего? Для помощи человеку в преодолении страха и для движения к любви существовали и оттачивались веками обряды перехода, позволяющие преодолеть страх.
      Однако основной принцип обрядов перехода для человека современного звучит отталкивающе: умереть, чтобы очиститься от негативного и возродиться вновь.
Этот принцип мы можем видеть, к примеру, в славянской мифологии. Где Марья Моревна и Кощей противостоят друг другу. Он - смерть без возрождения, она - «смерть смертная», то есть обратимая. Или идущая дальше смерти - к возрождению. Мы все принимаем смерть несколько раз в течение жизни. Просто нужно сравнить такие понятия как «возмужание», «взросление», «смена статуса или роли в обществе» и другие аналоговые с понятием «смерти».

      Обряды перехода существовали в большинстве доиндустриальных обществ и древних цивилизаций. Эти обряды содержали в себе условия для трансформации личности. Обряды, в большинстве своём содержали три формальных стадии: отделение (почти смерть на социальном уровне), переходный период (активное преодоление прежних форм и собственных стереотипов) и воплощение (или возрождение, когда человек возвращается в мир, но уже иным, отличным от себя прежнего).
      Встает закономерный вопрос: если обряды перехода исключены из жизни современного общества, не значит ли это, что в современной жизни им просто нет места?

      Для ответа рассмотрим суть переходовых обрядов: изменения в человеке, позволяющие ему гармонично существовать в мире и со-существовать с миром.
Обряды перехода совершенствовались и оттачивались для наиболее комфортного, безболезненного и эффективного перехода от одного состояния человека в другое. (К примеру, мальчик, который становился охотником или воином). И чтобы помочь преодолеть тягу к прежнему поведению и прежним ценностям, человек «перерождающийся», то есть меняющий в себе многое для новой роли или функции, проходил различные испытания. Обряды перехода по сути и структуре своей совпадают у различных народов.
      Градация ощущений человека во время обряда перехода (автор Станислав Гроф):
1. Космическое единство: состояние отсутствия раздражителей, безмятежность, покой, отсутствие разделений.

2. Космическое всасывание: источник опасности не ясен, от чего кажется, что угроза отовсюду и может исходить от кого угодно. В мифологии процесс отражен в виде спускания в подземный мир.

3. Отсутствие выхода: ощущение пойманности, чувство душевных или физических мук. Существование кажется бессмысленным, жизнь лишена «положительных сторон».

4. Борьба смерти и возрождения: сопряжена с накоплением энергии и напряжением, ассоциируется с разгулом природных стихий, войной, разрушением. (В обрядах перехода данная ступень отражалось в форме прохождения «очистительного огня»).

5. Смерть и возрождение: переживание смерти сопряжено с крахом на всех уровнях: физическом, эмоциональном, интеллектуальном, моральном и других. Интерпретируется как «смерть эго». (Возможно, и страх смерти - не более чем страх эго перед потерей себя). - Смерть и возрождение сопровождается чувством освобождения от гнета. Человек очищен и склонен чувствовать единение с Богом.
      Как видно из классификации, последняя и «высшая» ступень обряда перехода - всеприятие и единение с Богом. Самая естественная форма восприятия мира и ощущения себя в нем.

      Чем может характеризоваться отсутствие обрядов перехода в обществе, или по-другому, доминирующая энергия (эмоция) страха в обществе?
      При неготовности общества к изменениям (когда отсутствует внешний способ перевода страха в любовь), общество будет избегать изменений и «с радостью» использовать навязываемые извне модели поведения. Возможна духовная деградация в результате стагнации и доминировании ценности «неизменность».    Усиление формализма, строгое соблюдение тех формальных обрядов, которые привнесены внешней силой (к примеру, государством).
      Кроме того, интуитивно индивид чувствует «неверность», «устарелость» его прежних ориентиров, хотя и избегает «обряда перехода» - инициализации. В результате для человека становится очень ценной система простых опознавательных знаков для замены ориентиров старой модели поведения. «Ярлыки», забвение индивидуальности, забвение свободы и расширения личности - всё это характеристика состояния общества и государства в период «отсутствия выхода». - Когда потребность в развитии, очищении-возрождении прочувствована, но не имеет путей решения.
      Вероятно, таковой период прошел одновременно с эпохой Советского Союза. Если позволить столь смелое предположение, что же мы имеем сейчас? Какой период происходит в нашей стране, и чем он характеризуется?
      В рамках трансцендентного подхода, сейчас в обществе актуальна матрица «борьбы смерти и возрождения». Это предпоследняя матрица перед смертью и возрождением в новом качестве, виде, с новым содержанием. Она характеризуется активностью и непреодолимым желанием противостоять (не важно кому и чему). Доминирующая ценность в обществе - сила, доминирующий способ действий - борьба, доминирующие роли - агрессор и жертва, глубинная мотивация - освобождение от избытка энергии и очищение.

      Чем сильнее напряжение, чем дольше и дальше человек от «перехода», от инициализации себя в новом мире и мира в себе, тем разрушительнее, катастрофичнее последствия борьбы.

      Почему всё же возникают сложности в переходах с одной модели поведения на другую, в смене мнения или цели?
      Одной из причин может выступать эго и его неафишируемая уверенность в правильности всех действий, взглядов и поступков. Или же страх, вечный страх человека перед неизвестностью. В рамки этого страха вписывается иллюзия «если я не изменюсь, возможно, мир вокруг через некоторое время вернется в привычное состояние». То есть человек, всё больше застывая в привычных ему формах, стремится стать сам для себя неизменным ориентиром в катастрофически быстро поменявшемся мире.

      Можно предположить, что изменения человек начинает, когда чувствует, что его поведение, взгляды, мнение не соответствует реальности. Естественный и неоспоримый факт: реальность меняется. И неизменный, не меняющийся человек в ней мертв. Все мы в мире не закрытые системы: «я» отдельно, мир отдельно. Мы постоянно взаимодействуем, и плод этого взаимодействия нельзя назвать «изменениями», это слово слишком стагнационно, статично, оно о результате. А в жизни этот «результат» взаимодействия с миром может поменяться три раза за одно мгновение.

      И реакции на изменения -  на непрерывные, хаотичные и системные, неизменные по факту существования трансформации мира и нас - только две: страх и любовь. Разумеется, с точки зрения индивида, любовь предпочтительнее - она позволяет воспринимать мир во всей его красоте и многообразии; позволяет личности эволюционным естественным путем прийти к гармонии и всеприятию; освобождает и, в конечном итоге, приводит нас к последней матрице обряда перехода - возрождения и ощущения единства с Богом (светом, абсолютом, миром - для атеистов).
                                                                                                            

Екатерина

Каталог ресурсов.
|